Все люди разные, и дети тоже. Одни легко знакомятся с другими детьми, без труда заводят разговор, начинают играть и веселиться. А другим сложно открыться даже собственным родителям, не то что чужим людям. Поэтому очень важно знать, что делать, если ребёнок замкнутый.
В 21 век цифрового прогресса реальное общение всё больше заменяется виртуальным. Из-за этого пропадают коммуникационные навыки, дети перестают пользоваться правилами поведения в социуме. По вечерам родители и старшие братья или сестры садятся за ноутбук, планшет или телефон. Неудивительно, что в таких условиях дети становятся замкнутыми. На подсознательном уровне малыш начинает думать, что живое общение не так уж ему необходимо. А ведь настанет день, когда придется идти в школу, в университет, искать друзей, строить семью.
К тому же, замкнутый ребёнок может мучительно реагировать на стрессовые истории в жизни, которых, как известно, будет немало. Иногда замкнутость превращается в серьёзные комплексы. И цель мамы с папой – избавить своего ребенка от замкнутости, помочь ему научиться контактировать со всем миром.
Замкнутость не стоит считать болезнью. Это защитная реакция ребёнка, с помощью которой он ограждается от жизненного негатива. Часто это качество приобретается с возрастом. Иногда родители спрашивают, почему ребёнок замкнутый? Ответ кроется в воздействии внешних факторов: методы воспитания, семейная обстановка, конфликты со сверстниками.
Нельзя путать замкнутость со стеснительностью. У них есть много общего:
- такие дети с опасением смотрят и разговаривают с малознакомыми людьми;
- они негативно встречают любые перемены в их жизни;
- у них часто меняется настроение, они беспокойны.
Но в то же время нужно знать, чем замкнутые дети отличаются от стеснительных. Последние, несмотря ни на что, хотят общения и расстраиваются, когда у них не получается. Малыш, который живет в своем мирке, не склонен к разговорам, потому что не в курсе, зачем ему это и каким образом происходит данный процесс. Стеснительного малыша необходимо научить коммуникации, а замкнутого – стимулировать к ней. Ребёнок должен сам захотеть контактировать с окружающими, в ином случае ему не поможет ни один психолог.
Признаки замкнутости
- Малыш редко общается или вообще молчит. Если же он к кому-то обращается, то делает это очень тихо.
- Ребёнок плохо приспосабливается к новым людям (в детском саду, первом классе, к детям на игровой площадке). Он держится от других детей в стороне и просто наблюдает за ними.
- У него нет личного мнения. Он либо соглашается с другими, либо вообще молчит.
- У сына или дочери нет друзей, товарищей, знакомых. А если и есть, то он общается с ними по исключительным случаям.
- У ребёнка непонятные увлечения.
- У малыша проблемы в учёбе. Чаще всего сложности возникают с теми предметами, где требуются коммуникационные умения.
- Сын или дочь часто плачет. На любую трудность у таких детей одна реакция – слёзы.
Происхождение замкнутости
- Если сын или дочь часто болеет, то это может сказаться на его душевном здоровье. Такие ребятишки могут замкнуться, потому что постоянно находятся в больнице или дома, у них просто нет опыта общения со сверстниками.
- Если ваш малыш флегматик, то ему с рождения будет свойственно данное качество. В этом случае с долей замкнутости придется смириться.
- Недостаточное количество разговоров в семье. Это может произойти в двух случаях: если у малыша нет братьев и сестер или если мама с папой проводят с ним мало времени.
- Строгое воспитание. Если взрослые предъявляют сыну или дочери очень высокие требования, ждут от него слишком больших чудес, а ребёнок не оправдывает их ожидания, то он может из-за этого замкнуться в себе.
- Душевная травма. Малыш может уйти в себя вследствие тяжелого стресса. Это может быть смерть близкого человека или домашнего питомца, постоянные скандалы в семье или развод мамы с папой.
- Если родители постоянно недовольны действиями малыша, то он может стать неуравновешенным. Это также способствует замкнутости.
Действия родителей
- Обеспечьте ему новые знакомства. Отведите на прогулку на игровую площадку, в спортивную секцию или в творческий кружок. Конечно, малыш не будет сразу со всеми разговаривать, всему требуется терпение. Но потом он научится контактировать со сверстниками.
- Прикасайтесь к малышу. Находясь в незнакомом месте и среди неизвестных ему людей, ребёнку нужно ощущать себя в безопасности. Вы можете помочь ему в этом, если возьмете за руку, обнимите, поцелуете.
- Приучите сына или дочь выражать свои эмоции словами. Если вы видите, что ребёнку грустно, не проходите мимо. Спросите его, в чём дело, почему он грустит. Старайтесь разговорить его, предложите ему выход из ситуации, например, почитать его любимую сказку.
- Формируйте ситуации, при которых малыш будет обязан заговорить. Например, в супермаркете попросите его спросить у сотрудника, сколько стоят апельсины. Если же ребёнку будет невмоготу, не торопите его. Попытайтесь то же самое сделать через какой-то промежуток времени.
- Зовите к себе домой знакомых, друзей, родственников. В идеале, они должны прийти со своими детьми.
- Обеспечьте ребёнку развивающие игры, где нужно тренировать коммуникационные навыки.
- Каждый день узнавайте у малыша его мнение по бытовым вопросам: что он хочет на обед, какой мультфильм он бы хотел посмотреть, что он хочет делать в субботу.